Самый мрачный рождественский спецвыпуск Доктора Кто

Двадцать лет подряд рождественский спецвыпуск «Доктора Кто» остаётся почти ежегодной традицией. Зрители заранее знают, чего ожидать. Если декабрь совпадает с регенерацией Доктора, выходит масштабный финальный эпизод с эпическими поворотами и главными злодеями — такими, как «Конец времени» или «Время Доктора». Если же регенерации нет, то это самостоятельная весёлая история для всей семьи: «Следующий Доктор» или «Прошлогоднее Рождество».
Качество рождественских выпусков сильно разнится. Эпизоды с регенерацией обычно получаются сильными, а истории вроде «Рождественской песни» или «Беглой невесты» задают идеальный формат праздничного «Доктора Кто». К сожалению, такие серии, как «Доктор, вдова и платяной шкаф», напоминают распаковку угля под ёлкой — а потом выясняется, что уголь предназначался кому-то другому, и подарков нет вовсе.
«Рождественское вторжение» — первое полноценное появление Дэвида Теннанта в роли Десятого Доктора — относится к более удачным рождественским выпускам. Однако удивительно, насколько мрачным и подавленным получился этот эпизод 2005 года.
«Рождественское вторжение» неожиданно оказывается очень депрессивным
На первый взгляд, «Рождественское вторжение» должно было стать типичным приключением в духе «Доктора Кто» — особенно в праздничный сезон. Убийственные рождественские ёлки, роботы-Санта-Клаусы, инопланетное вторжение на Землю, заметно менее угрюмый Доктор и классическая дуэль на мечах в финале — всё это обещало лёгкую, ироничную историю, идеальную для просмотра после обильного ужина.
Частично именно это и происходит. Несмотря на то что эпизод получился сильным, первый рождественский спецвыпуск Рассела Т. Дэвиса представляет собой тональный качели. Потому что в нём присутствуют массовая резня, множество слёз и даже намёки на самоубийство.
Мрачность начинается в первую очередь с Роуз Тайлер. Смена Доктора всегда становится испытанием для спутников — от Бена и Полли до Клары Освальд. Но «Рождественское вторжение» — единственный случай, когда это совпало с Рождеством. В результате рождественский дебют Теннанта наполнен сценами, где Роуз жалуется на потерю «своего» Доктора, плачет из-за его бездействия и объявляет себя бесполезной без него.
Десятый Доктор просыпается только в финальной части, поэтому большую часть первого рождественского эпизода Роуз Тайлер выглядит не более празднично, чем ушибленный палец. Билли Пайпер отлично передаёт травму от потери Доктора — это действительно должно быть эмоционально тяжело. Однако постоянное нытьё резко контрастирует с духом праздника.
Первые рождественские злодеи «Доктора Кто» оказались шокирующе мрачными
Сайкораксы обладают блестящим жутким дизайном, интересной культурой чести и огромным кораблём, парящим над Лондоном — все задатки отличного антагониста. В рождественском эпизоде можно было ожидать попытки захватить мир, похищения детей с помощью роботов-Санта или хотя бы охоты за энергией регенерации. Но нет: специализация Сайкораксов — заставлять людей, включая детей, совершать самоубийство, прыгая с ближайшей высотки.
Даже для обычного эпизода это слишком реалистично. Жертвы, конечно, находятся под контролем, а не по собственной воле, но образ людей, готовых прыгнуть, пока родные умоляют их остановиться, имеет пугающие параллели с реальной жизнью. Учитывая повод, «Рождественское вторжение» могло выбрать более фантастическую угрозу. Последующие спецвыпуски предлагали гоблинов, крадущих младенцев, или изобретателя в духе Скруджа.
Финал добавляет ещё больше горечи: премьер-министр Харриет Джонс приказывает уничтожить улетающий корабль Сайкораксов, когда те уже отступили. Это поднимает важный моральный вопрос — похожий на атаку Бригадного генерала на силуриан в эпоху Джона Пертви — но массовая казнь оставляет неприятный осадок к рождественскому пудингу.
А на закуску, чтобы окончательно развеять праздничное настроение, эпизод приберегает последний штрих. Падающий снег кажется моментом облегчения в тяжёлой истории, но Десятый Доктор услужливо уточняет: это не снег, а пепел погибших Сайкораксов. Лучший способ пожелать «Счастливого Рождества» от «Доктора Кто».
